Школьная служба примирения (ШСП) — это прежде
всего команда единомышленников (взрослых и детей), которая решает
возникшие в школе конфликты или противоречия через восстановительные программы,
а также распространяет в школе восстановительную культуру.
Конечно, данная команда должна быть оформлена, чтобы
люди понимали рамки своей работы. Но форма может быть разной: методическое
объединение, клуб, подразделение в структуре, команда в рамках школьного
самоуправления и пр. При этом мы рекомендуем, чтобы число отчетных бумаг в
ШСП было минимальным (пакет типовых документов можем выслать), а главным
оставалось содержание работы и помощь школе.
Служба примирения создается добровольно. С одной
стороны сложно обойтись без какого-либо административного ресурса, который
создает условия, «подбадривает» и рекомендует. Но если школа
категорически против, либо в школе нет человека, поддерживающего
восстановительные принципы, то вынуждать такую школу создавать службу
примирения бессмысленно и не нужно (пока не изменятся условия). Если же школа
не категорически против создания службы примирения, то какую помощь служба примирения может оказать всем участникам
образовательного процесса?
В школе собраны дети из разных социальных слоев,
разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает
потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться
значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке,
если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой
бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются
их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом,
способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе,
опробование разных социальных ролей.
Частые способы реагирования на конфликты в школе:
- Административный
(наказание или угроза наказанием)
- Направление
к психологу или социальному педагогу
… а также порой встречаются деструктивные:
- Травля
(буллинг)
- Изгнание
их класса/школы
- Давление
(в том числе в родительских чатах)
- Манипуляции
и т.п.
- «Стрелки»
среди подростков
- Замалчивание
В этих способах либо не происходит полного решения
конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не
его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные
способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей
жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами
агрессивно настроенных людей.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его
непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее
решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка
его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный
посредник (специалист службы примирения, медиатор), который не судит, не
советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает.
Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и
понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен
вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как
избежать повторения подобного в будущем.
Специалист службы примирения (медиатор) организует
примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в
их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из
участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в
стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном
учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения
стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах
примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим
найти решение ситуации.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как
культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных
учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и
правонарушения.
Задачи службы примирения:
- Снижение
административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты,
нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних.
- Развитие
восстановительных практик, таких как «Восстановительная медиация»
(Программа примирения), «Круг сообщества», Профилактические Круги и т. д.
- Передача
ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность,
взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации,
школьникам и родителям.
- Включение
восстановительного подхода в существующие в школе формы управления и
воспитания (родительские собрания, педагогические и методические советы,
классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными
участниками образовательного процесса
Структура службы примирения:
В активно действующую школьную службу примирения
входит один или несколько взрослых кураторов (руководителей), а также до
10 школьников-волонтеров (медиаторов-ровесников) старших классов, поскольку у
них лучше взаимопонимание со сверстниками.
Все участники школьной службы примирения
отбираются и проходят обучение. Оно не такое длительное как например в профессии педагогов и психологов,
но без обучения скорее всего вместо позиции медиатора специалисты будут
реализовывать привычные подходы (психолог — психологический, юрист —
юридический и тому подобное). Для проведения обучения важно подбирать тренеров,
которые сами имеют практику восстановительных программ в школах
17.02.2021
Просмотров всего: , сегодня: