Рабочая программа воспитания МОБУ СОШ № 8 2022-2025_ПРОЕКТ_в_работе

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от_____________________________
протокол №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
На 2022-2025 учебные годы

Дальнегорск, 2022

2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

воспитания

является

обязательной

частью

основных

образовательных программ МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска.
Назначение программы воспитания (далее – программа воспитания) – помочь
МОБУ «СОШ № 8» (далее – школы), реализующей образовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования, реализовать
собственные работающие программы воспитания, направленные на решение
проблем

гармоничного

вхождения

обучающихся

в

социальный

мир

и

налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа определяет действия педагогических работников школы (учителя,
классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе и т.п.) по
реализации

воспитательного

потенциала их совместной

с

обучающимися

деятельности.
В

центре

программы

воспитания

в

соответствии

с

Федеральными

государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего
образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них
системных

знаний

о

различных

аспектах

развития

России

и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам
и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
Программа воспитания – это описание системы форм и методов работы
с обучающимися.
Рабочая программа воспитания МОБУ «СОШ №8» включает в себя четыре
основных раздела:
1. раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»;
2. раздел «Цель и задачи воспитания»;
3. раздел «Виды, формы и содержание деятельности»;
4. раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

3

1. ОСОБЕННОСТИ

ОРГАНИЗУЕМОГО

В

ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 8» г. Дальнегорска, образовано 1971 году и находится
по адресу ул. Первомайская, д.8-а. Обучающимися школы являются дети в возрасте
от 6,6 до 18 лет. Директор школы с 2020 года – Мирончук Светлана Юрьевна.
МОБУ «СОШ № 8» – социокультурный центр микрорайона, объединяющий
жителей,

педагогов

благотворительных,
способствующий

и

учащихся

для

воспитательных,

приобщению

решения

экологических

граждан

к

образовательно-культурных,
и

других

общественной

жизни

проблем

и

школы

и

микрорайона Горького. Деятельность администрации школы и педагогического
коллектива направлена на создание партнерских отношений между участниками
образовательного процесса и различными организациями, учреждениями и
предприятиями Дальнегорского городского округа и Приморского края.
В школе сложились добрые традиции среди которых тесное взаимодействие с
местным отделением ДОСААФ России, поздравление с праздниками ветеранов
педагогического труда, благотворительные акции помощи воспитанникам школыинтерната и приюту бездомных животных.
В школе созданы условия для поддержания здорового образа жизни
(функционируют два спортивных зала и тренажерная площадка). Обучающиеся
получают горячее питание, проводится витаминизация блюд.
Учебные кабинеты оснащены мультимедиа аппаратурой и компьютерами.
Территориальное расположение школы позволяет взаимодействовать с ДК
«Химик», детской библиотекой, СК «Гранит», местным отделением ДОСААФ
России, что даёт дополнительные возможности для реализации воспитательного
потенциала образовательных программ.
На 01.04.2022 года в школе обучается 510 детей в 20 классах. Школа работает
в режиме пятидневной недели в одну смену. В школе работают 23 учителя, из них с
высшей квалификационной категорией – 35 %, с 1 квалификационной категорией –
22 %, соответствие должности – 26 %.
Созданная в школе воспитательная система успешно реализуется в таких

4

направлениях как: спортивно-оздоровительная деятельность, военно-патриотическое
воспитание,

благотворительная

деятельность,

ученическое

самоуправление,

профилактическая работа по предотвращению безнадзорности и профилактики
ассоциальных проявлений.
Воспитательная деятельность в школе направлена на активное формирование
у обучающихся активной жизненной позиции.
Процесс воспитания в МОБУ «СОШ № 8» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых

общностей,

которые

бы

объединяли

обучающихся

и

педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МОБУ «СОШ № 8» являются
следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления

5

обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами,

поощряется

конструктивное

межклассное

и

межвозрастное

взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
педагогические

работники

школы

ориентированы

на

формирование

коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений,

на

установление

в

них

доброжелательных

и

товарищеских

взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный

национальный

воспитательный

идеал

–

это

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего российского общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска – личностное развитие обучающихся,
проявляющееся в:
1. усвоении ими социально значимых знаний
2. развитие позитивного отношения к общественным ценностям
3. приобретение соответствующего этим ценностям опыта поведения и
применения

сформированных

знаний

и

отношений

на

практике,

через

осуществление социально-значимых дел.
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение
соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на
обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно

6

сочетание усилий педагогических работников по развитию личности обучающихся и
усилий самих обучающихся по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных
уровнях общего образования.
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими
работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции
поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою
страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

7

проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно

относиться

к

людям

иной

национальной

или

религиозной

принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чемто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;

8

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся

и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение
данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени
основного

общего

образования,

связано

с

особенностями

обучающихся

подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе
отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для
обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный
возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.
3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.

9

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам
поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут
приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально
значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во
взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт

создания

собственных

произведений

культуры,

опыт

творческого

самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
опыт

самопознания

и

самоанализа,

опыт

социально

приемлемого

самовыражения и самореализации.
Добросовестная

работа

педагогических

работников,

направленная

на

достижение поставленной цели, позволяет обучающимся получить необходимые
социальные навыки, которые помогут им лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих

взаимоотношений,

эффективнее

налаживать

коммуникацию

с

окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее
сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее

10

искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся способствует
решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать

использование

на

уроках

интерактивных

форм

занятий

с

обучающимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
организовывать

для

обучающихся

экскурсии,

экспедиции,

походы

и

реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
развивать

предметно-эстетическую

среду

школы

и

реализовывать

ее

воспитательные возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволяет организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических

11

работников, что является эффективным способом профилактики антисоциального
поведения обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих

направлений

воспитательной

работы

школы.

Каждое

из

них

представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя

работу

с

классом,

педагогический

работник

(классный

руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в
данном

классе;

работу

с

родителями

обучающихся

или

их

законными

представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении
и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с
самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться
в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися
класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах
уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции
каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности
обсуждения

и

принятия

решений

по

обсуждаемой

проблеме,

создания

благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными

12

руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные

внутриклассные

«огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии
собственного участия в жизни класса;
выработка

совместно

с

обучающимися

законов

класса,

помогающих

обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать
в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся,
учителями-предметниками, а также (при необходимости) – с заместителем
директора по воспитательной работе;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогическими

работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно
стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого
года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция

поведения

обучающегося

через

частные

беседы

с

ним,

его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса;
через включение в проводимые тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.

13

Работа с учителями-предметниками в классе:
регулярные

консультации

классного

руководителя

с

учителями-

предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогических

работников

по

ключевым

вопросам

воспитания,

на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками
и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, советов профилактики, направленных на
решение конкретных проблем как класса так и отдельных обучающихся и
интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах,
дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать
своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
регулярное

информирование

родителей

о

школьных

успехах

и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь родителям обучающихся

или

их

законным представителям

в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
создание

и

организация

работы

родительских

комитетов

классов,

участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел
класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:

14

установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и

сверстниками

(обучающимися),

принципы

учебной

дисциплины

и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой

информацией

–

инициирование

ее

обсуждения,

высказывания

обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через

демонстрацию

поведения,

обучающимся

проявления

примеров

человеколюбия

и

ответственного,

добросердечности,

гражданского
через

подбор

соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
применение

на

уроке

интерактивных

форм

работы

с

обучающимися:

интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического

театра,

где

полученные

на

уроке

знания

обыгрываются

в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию

обучающихся

к

получению

знаний,

налаживанию

позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
организация наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся

15

в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других

исследователей,

навык

публичного

выступления

перед

аудиторией,

аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание

на

занятиях

школьных

курсов

внеурочной

деятельности

осуществляется преимущественно через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание

в

детских

объединениях

традиций,

задающих

их

членам

определенные социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов:
Социальная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на
развитие

самостоятельности

и

ответственности

обучающихся,

на

развитие

коммуникативных компетенций, воспитание культуры общения, развитие умений
слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное,
терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, формирование патриотизма и
гражданской солидарности:

16

1. Юнармия
2. Бюро добрых дел
3. Волонтеры
4. Юные патриоты
В данном направлении обучающиеся принимают участие в конкурсах, мастерклассах, выставках, защите проектов и т.п.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на

передачу

обучающимся

социально

значимых

знаний,

развивающие

их

любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира:
1. Основы проектной деятельности
2. Дошколёнок
В данном направлении проводятся конкурсы и защита проектов, занятия с
будущими первоклассниками.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные

условия

для

просоциальной

самореализации

обучающихся,

направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие:
1. Калейдоскоп (бисероплетение; рисование)
В данном направлении обучающиеся принимают участие в конкурсах на
различных уровнях от внутришкольного до мехдународного.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
1. Баскетбол
2. Волейбол
3. ШСК «Буревестник»
В данном направлении проводятся школьные и муниципальные соревнования
и дни здоровья.

17

3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа

с

родителями

или

законными

представителями

обучающихся

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет школы, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
обучающихся;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы
с приглашением специалистов;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания обучающихся;
информирование родителей или законных представителей на школьном
интернет-сайте, по интересующим вопросам.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;

18

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогических работников и родителей.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим
работникам воспитывать у обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то,
что готовит их к взрослой жизни.
Ученическое самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета
мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией
и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий
(соревнований, конкурсов, капустников и т.п.);
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемой заместителем директора по воспитательной работе группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся
класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах
и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;

19

через

деятельность

выборных

органов

самоуправления,

отвечающих

за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов);
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная

деятельность

педагогических

работников

и

обучающихся

по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности
педагогических работников МОБУ «СОШ № 8» и обучающихся – подготовить
обучающихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая

профориентационно-значимые

проблемные

ситуации,

формирующие

готовность обучающихся к выбору, педагогический работник актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающегося

к

осознанному

планированию

и

реализации

своего

профессионального будущего;
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной

20

обучающимся профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия города, такие как ЗАО «ДХК «ГОК», АО «ГМК
Дальполиметалл», дающие обучающимся начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение

профориентационных

выставок,

ярмарок

профессий,

дней

открытых дверей в профессиональные образовательные организации и организации
высшего образования;
совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования,

прохождение

онлайн

курсов

по

интересующим

профессиям

и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков.
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и
обучающимися. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в
единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь
школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к
набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для обучающихся.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
Вне образовательной организации:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

направленности),

ориентированные

на преобразование окружающего школу социума;
открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс

21

открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки
и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, города, страны;
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления,
которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся
и включают их в деятельную заботу об окружающих;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям.
На уровне образовательной организации:
общешкольные
(театрализованные,

праздники
музыкальные,

–

ежегодно

литературные

проводимые
и

т.п.)

творческие

дела,

связанные

со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы;
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся;
капустники – театрализованные выступления педагогических работников,
родителей и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций
на темы жизни обучающихся и педагогических работников. Они создают в школе
атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению
детского, педагогического и родительского сообществ школы;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических
работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях,

олимпиадах,

значительный

вклад

в

развитие

школы.

Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками
и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,

22

ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел
на уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных
за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые
могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять
в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент
общей работы.
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное,

самоуправляемое,

некоммерческое

формирование,

созданное

по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г.
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском
общественном объединении осуществляется через:
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении

демократических

процедур

(выборы

руководящих

органов

объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения;

23

ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие
качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать
и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая
обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной
сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий
для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных
учреждений и т.п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе
территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками,
благоустройство клумб) и другие;
договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание
(клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм,
регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом
детского

общественного

объединения,

его

руководителем,

обучающимися,

не являющимися членами данного объединения;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования
знаменательных для членов объединения событий;
рекрутинговые мероприятия

в начальной

школе, реализующие

идею

популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения
в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки
интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации

24

деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных
огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые
часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель

школьных

медиа

(совместно

создаваемых

обучающимися

и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео
информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
разновозрастный редакционный совет обучающихся, обучающихся старших
классов и консультирующих их педагогических работников, целью которого
является освещение (через школьную газету и телевидение) наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков,
секций, деятельности органов ученического самоуправления;
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, конкурсов,
спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся и
педагогических

работников,

поддерживающее

интернет-сайт

школы

и

соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей
школы

и

организации

виртуальной

диалоговой

площадки,

на

которой

обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;
школьная

киностудия,

в

рамках

которой

создаются

ролики,

клипы,

25

осуществляется монтаж познавательных, документальных и анимационных фильмов, с
акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая

обучающегося

предметно-эстетическая

среда

школы,

при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации,

способствует

позитивному

восприятию

обучающимся

школы.

Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
оформление

интерьера

школьных

помещений

(вестибюля,

коридоров,

рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок
обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах
с интересными людьми и т.п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
спортивной площадки, доступных и приспособленных для обучающихся разных
возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей
свободного

книгообмена,

на

которые

желающие

обучающиеся,

родители

и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги,
а также брать с них для чтения любые другие;
благоустройство
руководителями

вместе

классных
с

кабинетов,

обучающимся

и

осуществляемое
своих

классов,

классными
позволяющее

26

обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод
для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы

школьного

костюма

и

т.п.),

используемой

как

в

школьной

повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории (например,
высадке культурных растений, закладке газонов);
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Я гражданин России»
Развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как
важнейших

духовно-нравственных

и

социальных

ценностей,

отражающих

сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному
участию в различных сферах жизни общества:
 Еженедельные уроки мужества – классный руководитель, обучающиеся,
воспитанники Юнармии, представители общественности ДГО и др. знакомят ребят с
героическими и трагическими страницами истории Отечества, воспитывают уважения
молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих и защитников Отечества и
способствуют формированию у подрастающего поколения готовности к защите Родины;
 Тематические классные часы направленные на изучение национальной
символики и геральдики;
 Еженедельные «Разговоры о важном»;

27

 Тематические

вечера

и

концерты,

посвященные

Дню

война-

интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости
России, Дню города;
 Участие в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских
мероприятиях патриотической направленности (конкурсы песен, чтецов, рисунков,
писем, газет и т.п.);
 Военно-спортивные игры, полевые сборы и соревнования: «Зарница»,
«Путь в армейский строй», военно-патриотический месячник при поддержке
местного отделения ДОСААФ России;
 Участие в еженедельном торжественном выносе флага РФ;
 Использование государственной символики при проведении торжественных
школьных мероприятий; встречи с работниками военкомата, войнами и ветеранами
российской армии, участниками боевых действий в горячих точках;
 Оформление классных патриотических стендов;
 Работа школьного музея Боевой Славы имени 255 Таманской дивизии
ордена Суворова и Кутузова.
3.11. Модуль «Комфорт и безопасность»
Мероприятия входящие в данный модуль проводятся при поддержке таких
организаций и учреждений как – ГБУЗ «Приморская краевая психиатрическая
больница № 5», КГУБЗ «ЦГБ» г. Дальнегорска, психолога управления образования
ДГО, МО МВД России Дальнегорский, МЧС и направлены на проведение
профилактической работы по формированию культуры безопасного поведения
ребенка, воспитания ответственного отношения обучающихся к своей жизни и
безопасности, отработку умения действовать в различных опасных ситуациях,
планируя свою деятельность и анализируя ситуации, принимая правильные решения
мотивировать подростков на формирование поведения безопасного типа, здорового
образа жизни проводятся в следующих направлениях:
 Адаптация обучающихся в переходные периоды (1,5 и 10 классы);
 Служба медиации – служба способствующая конструктивному обсуждению
и определению проблем и интересов, помогающая при разрешении конфликтов и
создании бесконфликтной школьной среды;

28

 «Почта доверия» - форма получения обратной связи от участников
образовательного процесса;
 «День психологического здоровья учителей» - мероприятие психологорелаксационного характера направленное на предупреждение эмоционального
выгорания учителей и создание положительного психологического климата в
педагогическом коллективе;
 «День психологической разгрузки» - профилактическое мероприятие
психолого-релаксационного характера для обучающихся 1-11 классов;
 «Неделя психологической подготовки к экзаменам» - лекции, семинары,
тренинги для обучающихся 9 и 11 классов направленные на повышение
стрессоустойчивости

и

предотвращения

неблагоприятных

эмоциональных

состояний в период прохождения итоговой аттестации в школе;
 «ППК» (психолого-педагогическая комиссия) – форма взаимодействия
руководящих и педагогических работников школы для создания оптимальных
условий обучения, развития и адаптации обучающихся;
 Проект «Семья на ладошке» – программа воспитания и поддержки
семейных

ценностей

у

обучающихся,

раннего

выявления

семейного

неблагополучия, разработка индивидуальных планов проведения профилактической
работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями);
 «Совет профилактики» - координирующий и контролирующий школьный
орган, созданный для организации работы по профилактике безнадзорности,
преступлений и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных
интересов.
Мероприятия данного модуля проводятся по следующим планам:
1. План

работы

по

воспитанию

правовой

культуры,

формированию

законопослушного поведения обучающихся, профилактике преступлений среди
несовершеннолетних;
2. План работы по профилактике преступлений в отношении детей и
жестокого обращения с ними, самовольного ухода детей из семьи, безнадзорности,
бродяжничества и попрошайничества;

29

3. План

работы

по

обеспечению

безопасности

жизнедеятельности

обучающихся (мероприятия по ПДД, предупреждение травматизма, медиа
безопасность);
4. План работы по профилактике аддиктивного поведения и пропаганды ЗОЖ;
5. План работы по профилактике терроризма и экстремизма;
6. План мероприятий направленный на раннее выявление детского и
семейного неблагополучия, предупреждение преступлений в отношении детей,
защиту законных прав и интересов несовершеннолетних в 2022-2023 учебном году;
7. План работы Совета Профилактики.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ

осуществляется

ежегодно

силами

самой

образовательной

организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого

анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития

30

обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов
на заседании педагогического совета школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих
вопросах:

какие

прежде

существовавшие

проблемы

личностного

развития

обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить
не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
2.

Состояние

организуемой

в

школе

совместной

деятельности

обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников являются
беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами
ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.

31

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе школы

детских общественных

объединений;
качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
качеством профориентационной работы школы;
качеством работы школьных медиа;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
План мониторинговых исследований на учебный год
Направления работы
1
2
3
4
5

сроки
Ответственные
Работа с обучающимися
Изучение уровня воспитанности сентябрь Заместитель директора по ВР,
обучающихся 1-4 классов
классные руководители
Изучение уровня удовлетворенности октябрь
Заместитель директора по ВР,
обучающихся 1-11 классов жизнью в
классные руководители
школе
Изучение уровня сформированности ноябрь
Заместитель директора по ВР,
классных коллективов обучающихся
классные руководители
Изучение
социализированности ЯнварьЗаместитель директора по ВР,
личности обучающихся 5-9 классов февраль
классные руководители
Опрос обучающихся 1-11 классов Май
Заместитель директора по ВР,
по вопросу значимых традиций в
классные руководители
школе
Работа классных руководителей
Мониторинг
эффективности МартЗаместитель директора по ВР,
работы классного руководителя
апрель
классные руководители
Работа с родителями
Удовлетворённость работой школы АпрельЗаместитель директора по ВР,
(анкетирование)
май
классные руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».