Положение_о_библиотеке

Положение о библиотеке
МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о библиотеке общеобразовательной организации
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года и
Федеральным Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции от 11 июня
2021 года), с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» с изменениями от 1 июля 2021 года, а
также Устава МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска и других нормативных правовых актов
Российской
Федерации,
регламентирующих
деятельность
общеобразовательных
организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска (далее
школа), определяет организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной
библиотекой, а также регламентирует права и обязанности пользователей и работников
библиотеки общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки
школы, которая способствует формированию культуры личности учащихся школы и
позволяет
повысить
эффективность
информационного
обслуживания
учебновоспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и
определяет уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению
общеобразовательной организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением школы,
участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права
участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии
с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и
просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании
достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими и справочными документами учитывается при лицензировании
образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании
в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей,

обучающихся, учителей и других работников общеобразовательной организации.
Удовлетворяет также запросы родителей на литературу по педагогике и образованию с
учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных
образовательных
программ,
воспитание
гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями 1 июля 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих
необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей
национал - социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое
превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных
преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо
этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона №
114-ФЗ относятся:
 официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
 материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.
2.7. МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности,
санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.

3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся,
педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов на различных носителях:
 бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
 цифровом (DVD -диски);
 коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1.
Осуществляет
основные
функции
библиотеки
–
образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный
список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной
власти;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной
организации;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;



создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы
общеобразовательной
организации,
осуществляет
накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного
фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9.
Обеспечивает
соответствующий
санитарно-гигиенический
режим
и
благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда школы.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных
ресурсов
в
соответствии
с
Федеральными
государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами
школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и
(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную
библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы
библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
школьной библиотеки.

5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом МОБУ «СОШ №
8» г. Дальнегорска.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы,
планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны
деятельности библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а
также за создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог –
библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и Уставом МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска.
6.3. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) назначается директором МОБУ «СОШ №
8» г. Дальнегорска, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы
библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе,
которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план
работы библиотеки является частью общего годового плана общеобразовательной
организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется
на выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится
санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными
правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки со школой регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству
Российской Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять
требованиям соответствующих квалификационных характеристик, Устава и Положения.

6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение,
правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
школе.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки



























7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с
целями и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе МОБУ «СОШ №
8» г. Дальнегорска;
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
определять источники комплектования информационных ресурсов;
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних
пользователей ответственность несут законные представители;
вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том
числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную
работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда
(библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;
на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных
актах Правительства РФ.
быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных
изданий,
образовательными
программами
общеобразовательной
организации, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;
вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.




за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
продлевать срок пользования документами и литературой;
участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю;
пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;
убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
библиотекой;
полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой

9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может
обращаться к педагогу – библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
http://ohrana-tryda.com/node/2086

9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится
согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны
труда и пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора школы.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».