МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30.08.2023 протокол № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2023-2025 учебные годы Дальнегорск 2023 Содержание: Пояснительная записка ...................................................................................................... 2-4 РАЗДЕЛ I. Целевой 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ...................................................................... 6 1.2 Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ…7 1.3 Направления воспитания .......................................................................................... 7 1.4 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................. 8 РАЗДЕЛ II. Содержательный 2.1 Уклад общеобразовательной организации ............................................................. 16 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности .................................. 18 РАЗДЕЛ III. Организационный 3.1 Кадровое обеспечение.............................................................................................. 34 3.2 Нормативно-методическое обеспечение ................................................................ .35 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями ............................................................................................................... 35 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.......................................................................................................... 36 3.5 Анализ воспитательного процесса .......................................................................... 37 Ожидаемые конечные результаты ................................................................................ 39 Список используемой литературы………………………………………………………41 2 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания МОБУ «СОШ № 8» разработана: на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021- 2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400) приказом Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16 ноября 2022 года «Об утвеждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; приказом Минпросвещения Российской Федерации № 993 от 16 ноября 2022 года «Об утвеждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; приказом Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»; приказом Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22). Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания. Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего профессионального образования. Программа предназначена для планирования и организации системной 3 воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС; Разрабатывается и утверждается с участием педагогического совета. Реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания. Предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания. Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 4 РАЗДЕЛ 1. Целевой Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996- р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 5 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в МОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 6 1.2.Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.3. Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МОБУ «СОШ № 8» по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; 7 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.4. Целевые ориентиры результатов воспитания Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление 8 о Родине — России, еѐ территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. 9 Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в 10 том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. 11 Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий В сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. 12 Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтѐрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России 13 Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учѐтом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Действующий и оценивающий своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям. Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учѐтом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. 14 Физическое воспитание, эмоционального благополучия формирование культуры здоровья, Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа. Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наѐмного труда. Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учѐтом соблюдения законодательства. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на 15 основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом своих интересов, способностей, достижений. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. РАЗДЕЛ 2. Содержательный 2.1 Уклад общеобразовательной организации Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Дальнегорска, образовано 1971 году и находится по адресу ул. Первомайская, д.8-а. Обучающимися школы являются дети в возрасте от 6,6 до 18 лет. Директор школы с 2020 года – Мирончук Светлана Юрьевна. МОБУ «СОШ № 8» – социокультурный центр микрорайона, объединяющий жителей, педагогов и учащихся для решения образовательно- культурных, благотворительных, воспитательных, экологических и других проблем и способствующий приобщению граждан к общественной жизни школы и микрорайона Горького. Деятельность администрации школы и педагогического коллектива направлена на создание партнерских отношений между участниками образовательного процесса и различными организациями, учреждениями и предприятиями Дальнегорского городского округа и Приморского края. В школе сложились добрые традиции среди которых тесное взаимодействие с местным отделением ДОСААФ России, поздравление с праздниками ветеранов педагогического труда, благотворительные акции помощи воспитанникам школы16 интерната и приюту бездомных животных. В школе созданы условия для поддержания здорового образа жизни (функционируют два спортивных зала и тренажерная площадка). Обучающиеся получают горячее питание, проводится витаминизация блюд. Учебные кабинеты оснащены мультимедиа аппаратурой и компьютерами. Территориальное расположение школы позволяет взаимодействовать с ДК «Химик», детской библиотекой, СК «Гранит», местным отделением ДОСААФ России, что даѐт дополнительные возможности для реализации воспитательного потенциала образовательных программ. На 01.09.2023 года в школе обучается 499 детей в 20 классах. Школа работает в режиме пятидневной недели в одну смену. В школе работают 23 учителя, из них с высшей квалификационной категорией – 35 %, с 1 квалификационной категорией – 22 %, соответствие должности – 26 %. Созданная в школе воспитательная система успешно реализуется в таких направлениях как: спортивно-оздоровительная деятельность, военнопатриотическое воспитание, благотворительная деятельность, ученическое самоуправление, профилактическая работа по предотвращению безнадзорности и профилактики ассоциальных проявлений. Воспитательная деятельность в школе направлена на активное формирование у обучающихся активной жизненной позиции. Процесс воспитания в МОБУ «СОШ № 8» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников; реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в МОБУ «СОШ № 8» являются 17 следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Урочная деятельность Реализация учителями воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского 18 поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. организация предметных образовательных событий: предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных игр, научно-практических конференций, дискуссионных площадок с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения: программы – тренажеры, тесты, мультимедийные презентации, фильмы, обучающие сайты, видеолекции, видеоуроки и др. проведение уроков на основе современных образовательных технологий, технологии критериального оценивания. Внеурочная деятельность Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий: курсы и занятия исторического просвещения, патриотической, 19 гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историкокультурной направленности (Уроки мужества, встречи-беседы с ветеранами локальных войн; Библиотечные часы; тематические классные часы; ДОО «Юнармия»; Разговоры о важном); занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению (посещение музея; библиотечные часы; классные часы); курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности (проектная деятельность, просмотр занятий цикла ПРОеКТОриЯ; Урок Цифры); занятия экологической, природоохранной направленности (мероприятия в рамках проекта Дели на Три; Экологические десанты); курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров (ДОО Калейдоскоп; участие в конкурсах школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней); курсы, занятия туристско-краеведческой направленности (ДОО «Буревестник»); курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности (ШСК «Буревестник»; спортивные соревнования различного уровня, школьные военные сборы, соревнования ГТО). Классное руководство Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями Работа с классным коллективом: Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; выработка совместно с учащимися законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать. Создание актива класса, распределение ролей среди обучающихся класса (ответственность за разные внутриклассные дела). Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса. Классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя и календаря мероприятий), способствующие расширению кругозора учащихся; игровые, способствующие сплочению коллектива; 20 проблемные, направленные на разрешение спорных моментов и устранение конфликтов в классе; организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, направленные на популяризацию ЗОЖ. Использование классными руководителями разных форм работы на сплочение коллектива: тренинги, с привлечением педагога-психолога; походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; Формирование традиций в классном коллективе: празднования дней рождения детей; внутриклассные чайпития и вечера. Индивидуальная работа с учащимися: Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом. Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. Индивидуальная работа с обучающимся состоящими на различных видах учета, находящихся в «группе риска», оказавшимся в трудной жизненной ситуации: коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; вовлечение учащихся в кружковую работу; наделение общественными поручениями в классе, делегирование отдельных поручений; включение в проводимые школьным психологом тренинги общения. Работа с учителями, преподающими в классе: Регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, педагогом-психологом направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; 21 посещение уроков. Проведение бесед, направленных на решение проблем класса и конкретных учеников; Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом, участии класса в жизни школы (освещение мероприятий в Телеграм, на школьном сайте, отчеты на родительских собраниях); Беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; Родительское собрание. Организация родительских собраний (тематических, организационных, аналитических, итоговых, совместно с учителямипредметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников. Родительский комитет. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении Школой и решении вопросов обучения и воспитания детей. Детско-взрослые проекты. Привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса, реализации совместных проектов. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Основные школьные дела Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами, родителями и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами и родителями в единый коллектив. Для этого в Школе используются следующие формы работы На внешкольном уровне: Патриотические акции «Бессмертный полк» - участие в шествии жителей г. Дальнегорска с портретами ветеранов Великой Отечественной войны, в т.ч. и в онлайн формате, «Окна Победы» - украшение окон школы и домов рисунками, плакатами, наклейками или аппликациями с символикой праздника. Акции посвященные формированию здорового образа жизни. Всероссийский социальный проект «Помоги пойти учиться» - участие в 22 акции, направленной на выявление семей с детьми, нуждающихся в оказании социальной помощи в период подготовки к новому учебному году, сбор канцелярии и других вещей, которые нужны школьникам в учебном году. Социальное проектирование. Участие в разработке, защите проекта принимают учащиеся и педагоги школы. В результате участия в проектной школе такого плана, у учащихся происходит формирование социальной активности и социальных компетентностей. На школьном уровне: День Знаний – общешкольный праздник и классные часы. Особое значение этот день имеет для учащихся 1-х и 11-х классов, закрепляется идея наставничества, передача традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе. Праздничные мероприятия «День старшего поколения», «День Учителя», «День матери», «День 8 Марта», «День защитника Отечества», «День Победы», «Последний звонок» - открываю возможность для творческой самореализации учащихся при подготовке и проведении тематических мероприятий. Цикл мероприятий, посвященных Дню Победы (акция «Георгиевская ленточка», музейные уроки, участие в праздничном шествии и митинге с возложением цветов, классные часы, уроки мужества, выставки рисунков) направлены на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа и уважения к ветеранам. Благотворительные акции - принимают участие все классные коллективы при поддержке родительской общественности. Направлены на формирование чувства отзывчивости, заботы. Праздник «Широкая Масленица» - знакомство учащихся с традициямирусского народа, воспитание духовнонравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям. Школьная спортивная жизнь комплекс соревнований (легкоатлетический кросс, волейбол, мини-футбол, шахматные турниры, веселые старты и др.), направленный на популяризацию спорта, формирование значимого отношения учащихся к здоровью. «Новогодний калейдоскоп» - общешкольное КТД, состоящее из серии отдельных дел (конкурс «Новогодняя игрушка», новогодние праздники для учащихся разных классов, конкурс «Новогоднее оформление» и «Новогодняя фотозона»). Участие принимают все классы, педагоги и родители. Это КТД способствует проявлению инициативы, формированию навыков самостоятельности, ответственности, чувства доверия и уважения друг к другу. 23 На уровне классов: Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. Система традиционных дел в классах, имеющих общешкольное значение и составляющих ядро воспитательной работы: «Посвящение в первоклассники» - мероприятие для первоклассников, символизирующее приобретение ребенком своего нового социального статуса – школьника. Проводится в форме познавательных игр, квестов. «Прощание с Букварем» - традиционное мероприятие в 1 -х классах. День именинника, классные праздники, посвященные 8 марта и 23 февраля – дела, направленное на сплочение классного коллектива. На индивидуальном уровне: Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); Оказание индивидуальной помощи ребенку в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Внешкольные мероприятия Воспитательный потенциал внешкольных мероприятий реализуется через: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнѐрами МОБУ «СОШ № 8»; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; экскурсии, походы выходного дня (в музей, ДК «Химиков», на 24 предприятия города и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся и других участников образовательных отношений по еѐ созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в МОБУ «СОШ № 8» государственной символикой Российской Федерации, Приморского края, г. Дальнегорска; организацию и проведение церемоний поднятия (каждый понедельник) и спуска (каждую пятницу) государственного флага Российской Федерации; изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; организация и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; разработка, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания»: мемориальная доска с именем подполковника Романа Владимировича Клиза; оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого и второго этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; 25 разработка и популяризация символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации; разработка, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; создание и поддержание в холле стеллажа свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; разработка и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); разработка и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; 26 семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; родительские чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы; комплекс мероприятий по совместному благоустройству школьной территорий; привлечение родителей к проведению совместных мероприятий и профориентационных проектов: День Знаний, Новогодний праздник, Праздники 23 февраля и 8 марта, Прощание с букварем, «Последний звонок». На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в Советах профилактики собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности (чествование родителей, за активную помощь школе); индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. диагностические методы работы с родителями или законными представителями, служащие развитию родительской зрелости: наблюдение, индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование, анализ детских рисунков и рассказов воспитанников о семье. Самоуправление Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу. Детское самоуправление в МОБУ «СОШ № 8» осуществляется следующим 27 образом: На уровне школы: через деятельность выборного Совета обучащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий; через работу школьного-спортивного клуба, активисты которого организуют и проводят турниры по пионерболу, волейболу, мини-футболу, шахматам; волонтерского движение «Бюро Добрых Дел»; через редакцию школьной газеты «ГородОК», на страницах которой размещается информация о готовящихся и проведенных в школе мероприятиях, спортивных и творческих достижениях и успехах обучающихся и педагогов школы; через деятельность созданной Службы медиации (примирения). На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров: старост, заместителей старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса: культурно-массовый сектор (участие в школьных мероприятиях, организация и проведение классных мероприятий); информационный сектор (освещение важных событий класса и школы, выпуск оперативных информационных листов); спортивный сектор (формирование команды для спортивных школьных мероприятий); трудовой сектор (проводит работу над дежурством, составлением графиков дежурства в классе, в школе; организация субботников; по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка); учебный сектор (оказывает помощь обучающимся в преодолении затруднений в учебе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогают классному руководителю проводить рейтинг обучающихся по результатам обучения, участвуют в подготовке к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам). На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной 28 комнатой, комнатными растениями и т.п. Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне. Профилактика и безопасность Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе предусматривает: − участие во Всероссийских неделях и акциях безопасности; − мероприятия в рамках декад безопасности дорожного движения; −организацию участия обучающихся в социально-психологическом тестировании; − мероприятия в рамках деятельности социально-психологической службы, школьной службы медиации; − создание в Школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; − профилактические мероприятия с участием сотрудников ГИБДД МО МВД России «Дальнегорский», КПДН и ПДН, − индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) в рамках работы Совета профилактики; − инструктажи обучающихся (согласно утвержденного плана), письменное информирование родителей об ответственности за безопасность и здоровье детей в каникулярное время, а также ситуациях, связанных с риском для здоровья и безопасности обучающихся; − тематические классные часы и родительские собрания по вопросам профилактики деструктивного поведения, правонарушений несовершеннолетних (согласно планам ВР классных руководителей); − психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости, суицидальное поведение и др.). − индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися групп риска, консультаций с их родителями (законными представителями), в т. ч. с привлечением специалистов учреждений системы профилактики; − профилактические занятия, направленные на формирование социально одобряемого поведения, развитие навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; − включение обучающихся в деятельность, альтернативную 29 девиантному поведению, а также в различные профилактические программы (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодѐжные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.); − профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (исследования), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, благотворительной, художественной и др.); религиозно- духовной, − предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в Школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); − мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, включающий мониторинг страниц обучающихся в социальной сети ВКонтакте (ежемесячно); − включение обучающихся в социально-одобряемую деятельность во внеурочное время, в т.ч. в занятия объединений дополнительного образования; − организация психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) в целях профилактики расширения групп семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.). Задача совместной деятельности педагога и ребенка в направлении «система профилактики и ЗОЖ» – обеспечить предупреждение асоциального поведения, коррекцию личности ребенка, своевременное оказание помощи ему в самоутверждении; обеспечить укрепление физического здоровья, душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния ребенка, способствовать осознанию каждым учеником значимости его физического состояния для жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил для профессионального становления. Социальное партнѐрство Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства предусматривает: участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в 30 соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнѐров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Социальными партнерами МОБУ «СОШ № 8» являются: Партнер Содержание совместной деятельности КГБУЗ «ЦГБ» г.Дальнегорска Мероприятия в рамках ЗОЖ, профилактики различных заболеваний. Лекции-беседы с привлечением врачей и мед. работников Городской совет ветеранов Участие в мероприятиях школьного музея. Участие в мероприятиях патриотической направленности. Музейно выставочный центр г. Организация мероприятий на базе школы. Дальнегорска Экскурсии в музей. Проведение конкурсов, викторин. Организация экспозиций музея на базе школы. Молодежный центр «Точка25» Организация мероприятий центра на базе школы, а также участие школьников в мероприятиях центров. ЦДТ г. Дальнегорска художественных и творческих конкурсов СК «Гранит» Проведение муниципальных этапов спортивных соревнований. Организация спортивных мероприятий. 31 ГИБДД МО МВД России Участие в акциях. (на основании совместного Занятия по профилактике детского дорожноплана работы) транспортного травматизма. Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях. Организация конкурсов по профилактике ДТТ. Проведение декад дорожной безопасности. МО МВД России Занятия по профилактике детского "Дальнегорский" безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. КДН и ЗП Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях. Совместные заседания и посещение школы. Дальнегорский районный суд Проведение профилактических бесед на базе Школы. ДК «Химиков» Проведение спектаклей, посещение мероприятий, выставок. КГА ПОУ «ДИТК» Мероприятия профориентационной направленности на базе колледжа и посещение специалистами колледжа школы. Библиотеки: филиал ЦДБ и Мероприятия литературной, исторической библиотека ДК «Химиков» направленности на базе библиотеки и школы. Участие в школьных мероприятиях. Местное отделение ДОСААФ Мероприятия патриотической направленности на России базе ДОСААФ, участие в военнопатриотическом месячнике и др. Профориентация Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего 32 профессионального будущего; профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; профориентационные практики: профессиональные пробы; уроки с привлечением работодателей; мастер-классы с участием профессионалов; профориентационных встречи с представителями различных профессий с привлечением родительской общественности; партнерское сотрудничество с КГА ПОУ «Дальнегорский индустриально-технологический колледж»; экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн- тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов «ПроеКТОриЯ» и «Билет в будущее» созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. Школьные медиа Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: школьная газета «ГородОК». Газета - это педагогический инструмент вовлечение ребят в живую, интересную для их возраста творческую деятельность. Выпускается раз в четверть. На ее страницах размещаются материалы о 33 мероприятиях, произошедших за истекший период, интервью с участниками мероприятий, поэтические произведения, интересные выходы класса. школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, конкурсов; школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее сайт школы и аккаунт в социальной сети Телеграмм с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы. РАЗДЕЛ 3. Организационный 3. Общие требования к условиям реализации Программы Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно-значимые виды совместной деятельности. Уклад МОБУ «СОШ № 8» направлен на сохранение преемственности принципов воспитания на всех уровнях общего образования: обеспечение личностно-развивающей предметнопространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения; наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания; учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которых реализуется Программа (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). 3.1 Кадровое обеспечение Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Все педагоги — специалисты с большим опытом педагогической деятельности. 34 Профессионализм педагогических и управленческих кадров имеет решающую роль в достижении главного результата – качественного и результативного воспитания. В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации учителей в сфере воспитания, организацию научнометодической поддержки и сопровождения учителей с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих учителей интересов. Педагоги регулярно повышают педагогическое мастерство через: - курсы повышения квалификации; - регулярное проведение и участие в семинарах, вебинарах, научнопрактических конференциях; - изучение научно-методической литературы; знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом. Ведется работа школьного педагога-психолога. Кадровый состав школы: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, педагогпсихолог, классные руководители (20 человек). 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Школьные нормативно-правовые акты по вопросам воспитательной деятельности расположены на сайте МОБУ «СОШ № 8» https://dalnegorsk8.primorschool.ru/sveden/education 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико35 социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей- дефектологов; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей 36 (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при еѐ организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чѐм-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 3.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный 37 план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнѐрами); распределѐнная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе 38 (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнѐрства; деятельности по профориентации обучающихся; Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчѐта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом. Ожидаемые конечные результаты 1. Совершенствование статуса конкурентоспособного образовательного учреждения, обеспечивающего становление личности выпускника, способной при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской православной культуры через расширение содержания, форм организации воспитательной системы школы посредством интеграции с социальными партнерами, системой дополнительного образования. 2. Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного воспитания. 3. Совершенствование системы социально–педагогической поддержки, 39 обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения через внедрение современных воспитательных технологий, применение эффективных механизмов социализации, формирования здорового образа жизни на основе духовно-нравственных принципов воспитания. 4. Создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового знания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской культуры. 40 Список используемой литературы 1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773. 2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ) 3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018. 4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61. 5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев// Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду 6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК). 7. Селиванова, Наталия Леонидовна С79 ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули) : Сборник / Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 97 с. (Примерная программа воспитания). 8. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236 9. Интернет источник « Институт воспитания РФ» https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ 10. Интернет журнал «Справочник заместителя директора» 41