Рассмотрено Утверждаю Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2023г. Директор школы __________ С.Ю. Мирончук Приказ № 65от 30.08.2023 г. Учебный план МОБУ «СОШ № 8» для уровня среднего общего образования (универсальный профиль) на 2023-2024 учебный год 1 1. Пояснительнаязаписка Учебныйплан– документ,которыйопределяетперечень,трудоемкость,последовательность распределение по периодам обучения учебных предметов, и кур- сов,дисциплин(модулей),практики,иныхвидовучебнойдеятельностииформыпро межуточнойаттестации обучающихся. Учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Дальнегорска на 2023/2024 учебный год – сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. 1.1. Нормативнаябаза: ВцеляхорганизацииработыМОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорскаприразработке учебных планов на 2023/2024 учебный год были использованы следующиенормативныедокументы: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371-ФЗ); - Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартсреднегообщег ообразования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования – СОО-2012); - Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 №732 «О внесе- нии изменений вфедеральныйгосударственныйобразовательныйстандартсреднегообщегообразо вания,утвержденныйприказомМинистерствапросвещенияРФот17.05.2012 № 413»; - Конвенцияоправахребён- ка(одобренаГенеральнойАссамблеейООН20.11.1989,вступилавсилудля СССР 2 15.09.1990); - Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»повопросамвоспитанияобучающих ся, во исполнение поручений Президента РФ от 23.02.2018 №Пр-328 п.1, от20.12.2020№Пр-2182; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденараспоряжениемПравительстваРоссийской Федерации- от31.03.2022№678-р; - Порядокорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипоо сновным общеобразовательным программам – образовательным про- граммам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации от22.03.2021№115; - Примерные основные образовательные программы: НОО, ООО, СОО, размещенные всетиИнтернетнапорталеЕдиноесодержаниеобщегообразования(https://edsoo.ru/ ); Федеральныйпереченьучебни- ков,допущенныхкиспользованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккр едитациюобразовательныхпрограммначальногообщего,основногообщего,средн егообщегообразованияорганизациями,осуществляющими деятельность и установления предельного образовательную срокаиспользованияучебни- ков,утвержденныйприказомМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерациио т 21.09.2022 №858; Переченьорганиза- ций,осуществляющихвыпускучебныхпособий,которыедопускаютсякиспользова ниюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюобразовательныхпр ограммначальногообщего,основногообщего,среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования инаукиРоссийской Федера3 ции от 09.06.2016 №699; Федеральныйпереченьэлектронныхобразовательныхресурсов,допущен ныхкиспользованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюоб разовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования,утвержденныйприказомМинистерствапросвещениеРоссийскойФедерациио т 02.08.2022 №653; Примернаярабочаяпрограммавоспитаниядляобщеобразовательныхорга низаций(одобренарешениемфедеральногоучебнометодическогообъединенияпообщемуобразованию,протоколот 23.06.2022 №3/22); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения вобщеобразовательныхучреждени- ях»,утвержденнымиПостановлениемГлавногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (сизменениямии дополнениями); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20); - СанитарныеправилаинормыСанПиН1.2.3685- 21«Гигиеническиенормативыитребования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторовсредыобита- ния»,утвержденныхпостановлениемГлавногогосударственногосанитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21); - УставМОБУ «СОШ № 8» г. Дальнегорска,утвержденпостановлением администрации Дальнегорского городского округа от 09.01.2017 г. № 5-па Присоставленииучебногопланаиспользовались: Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 4 №НТ-670/08«Методические рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности»; Письмо Министерства образования России от 18.08.2017 №09-1672 «О направленииметодическихрекомендацийпоуточнениюпонятийисодержаниювне урочнойдеятельностиврамкахреализацииосновных общеобразовательныхпро- грамм»; ПисьмоМинистерствапросвещенияРФот13.01.2023№03- 49«Онаправленииметодическихрекомендацийпосистемеоценкидостиженияобуч ающимисяпланируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего,среднегообщегообразования»; ПисьмоМинистерствапросвещенияРФот14.02.2023№03- 287«Онаправленииинформацииоборганизацииизученияначальнойвоеннойподго товкивобразовательныхорганизацияхв рамкахосвоенияосновныхобщеобразовательныхпрограмм»; ПисьмоМинистерствапросвещенияРФот03.03.2023№03- 327«Онаправленииинформацииповведениюфедеральныхосновныхобщеобразов ательныхпрограмм»; Циклвнеурочныхзаня- тий«Разговорыоважном»,(https://razgovor.edsoo.ru/); Циклвнеурочныхзанятий«Россия – мои горизон- ты»(https://bvbinfo.ru/profminimum). Учебныйпланявляетсячастьюобразовательнойпрограммышколы,разработ аннойвсоответствии сФГОС. ВучебномпланеполностьюреализуетсяФедеральныйкомпонентгосударств енногообразовательногостандарта,которыйобеспечиваетединствообразовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимымобъемомзна- ний,универсальнымиучебнымидействиями,соответствующимуровнемличностн ых и общекультурных компетентностей, социально-личностными умениями инавыками,предусмотренными ФГОС. 5 Учебный план школы формируется в соответствии с действующими нормативами и потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей). Распределена годовая нагрузка в течение учебного года, использован модульный подход, учтены принципы дифференциации и вариативности. Учебный план составлен в соответствии с целями и задачами школы и направленнаформированиеуобучающихсяширокогонаучногокругозора,общекул ьтурныхинтересов,личностнопрофессиональнойнаправленностииготовностикпрофессиональноличностномусамоопределению. 2. Среднееобщееобразование УчебныйпландляXIклассовсоставленвсоответствиисфедеральнымгосудар ственнымобразовательнымстандартомсреднегообщегообразования(ФГОССОО2012),утверждённымприказомМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФед ерацииот 17.05.2012 № 413 (с учётом изменений и дополнений (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N712)). Основнаяобразовательнаяпрограммасреднегообщегообразованияопределя етцели,задачи,планируемыерезультаты,содержаниеиорганизациюобразовательнойде ятельности при получении среднего общего образования и реализуется МОБУ «СОШ № 8» черезурочнуюивнеурочнуюдеятельностьссоблюдениемтребованийгосударствен ныхсанитарноэпидемиологическихправилинормативов.Формыорганизацииобразовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамкахреализации основной образовательной программы определяет МОБУ «СОШ № 8». Направленностьобразовательнойпрограммы– обеспечивающаядополнительную(углубленную)подготовкупопредметамзапрашиваемым обучающимися и родителями.Реализуемыйпрофильобучения– 6 универсальныйсизучениемнауглубленномуровнеучебногопредмета«История». Учебный план среднего общего образования обеспечивает введение в действие иреализацию требований ФГОС среднего общего образования, определяет общий объемнагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуруобязательныхпредметныхобластейпоклассам (годамобучения). УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС СОО на 2023-2024годы (универсальный профиль) Количество учебных занятий за 2 учебных года не может составлять менее 2170часовиболее2590часов.Планвнеурочнойдеятельностиопределяет состав и структуру направлений, формы организации, объемвнеурочной деятельности для обучающихся (до 700 часов за два года обучения, в год – неболее350часов)сучетоминтересовобучающихсяивозможностейМОБУ «СОШ № 8». Предметная об- Учебный предмет Уровень Класс / Количество часов в неделю Всего 7 10 класс (2022-2023) ласть 11класс (20232024) Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Естественные науки Общественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Русский язык Литература Родной язык (русский) Иностранный язык (английский язык) Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Информатика Астрономия Физика История Обществознание Физическая культура Б Б 2 3 3 3 5 6 Б 1 1 2 Б 3 3 6 Б 4 4 8 Б Б Б У Б 1 1 2 3 2 1 2 3 2 2 1 4 6 4 Б 3 3 6 Основы безопасности жизБ 1 1 недеятельности ЭК 1 1 Индивидуальный проект ЭК 1 1 «Избранные вопросы математики» Предметы и курсы по выбору: 1 1 «Тайны генетики» Ф 1 «Методы решения физических задач» 1 2 «Практическое обществознание» Часть, формируемая участниками образовательных отношений География Б 1 1 Предметы по выбору Химия Б 1 1 Биология Б 1 1 Обязательная учебная нагрузка обучающихся ИТОГО: НЕДЕЛЬНАЯ 34 34 ГОДОВАЯ 1156 1156 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2312 Учебный план среднего общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС среднего общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). На основании анкетирования обучающихся и их родителей обучение на этом уровне осуществляется по универсальному профилю. Данный профиль 8 ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки других профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученики также могут выбрать учебные предметы на углубленном уровне. Составлен годовой и недельный учебный план для XI классов (универсальный профиль с изучением на углубленном уровне учебного предмета «История»). Количество учебных занятий за 2 учебных года не может составлять менее 2170 часов и более 2590 часов. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы. Часы части, формируемой участниками образовательного процесса (компонента общеобразовательного учреждения) в учебном плане использованы на: - ведение предметов по выбору (на основании анкетирования и опроса обучающихся и их родителей (законных представителей)) «География», «Химия», «Биология». ФГОС СОО предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для изучения на уровне среднего общего образования являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», Иностранный язык (Английский язык)», «Математика», «Ис9 тория», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». Школой определен учебный план для универсального профиля с изучением на углубленном уровне одного учебного предмета: «История». Выбор этого предмета не случаен. Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся. Именно «Историю» чаще всего выбирают для сдачи ЕГЭ, многие обучающие проявляют интерес к ее изучению, поэтому требуется более глубокое изучение предмета. В соответствии с ФГОС СОО в XI классах изучается единый учебный предмет «Математика» (базовый уровень), включающий содержательные линии «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия». В процессе промежуточной аттестации (за полугодия и за год) по этому предмету выставляется одна отметка. В соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ математическое развитие обучающегося в школе осуществляется на различных уровнях в соответствии с различными образовательными траекториями. Концепция предполагает совершенствование содержания математического образования, средств обучения, методики и технологии обучения, системы контроля образовательных результатов обучающихся. Поскольку математика включает две важнейшие содержательные линии «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», школа выбрала смешанную модель реализации содержательных линий в рамках единого учебного предмета «Математика». Смешанная модель предполагает параллельное изучение двух содержательных линий в рамках одного курса, для которого составляется одна рабочая программа. Единый учебный предмет «Математика» реализуется с сохранением организационной структуры преподавания по содержательным линиям (уроки по алгебре и началам математического анализа и геометрии ведутся подряд в соответствии с расписанием учебных занятий: 2 часа алгебры и 10 начал математического анализа и 2 часа геометрии в неделю, и также записываются в классный журнал на одну страницу единого учебного предмета). Элективный курс «Избранные вопросы математики» в учебном плане ориентирован на тех учащихся, которые будут сдавать ЕГЭ по математике на профильном уровне. Учебный план предусматривает выполнение обучающимися индивидуального проекта, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный предмет). Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, иной). На индивидуальный проект отводится 68 часов в X - XI классах (по 34 часа за каждый год обучения). Делениеклассовнагруппы В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программойМОБУ «СОШ № 8» осуществляется деление классов при наполняемости класса 25 и более человекна: - две группы при проведенииучебныхзанятий по предме- там«Иностранныйязык(Английскийязык)вX-XIклассах. Учебно-методическоеобеспечение МОБУ «СОШ № 8»приреализацииобразовательныхпрограммдляиспользованиявыбраны: - учебникиизчиславходящихвфедеральныйпереченьучебников,допущенн ыхкиспользованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюобра зовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразованияорганизациями,осуществляющимиобразовательнуюдеятельность(ПриказМинистерствапрос вещенияРоссийскойФедерацииот21.09.2022№858); - учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень 11 организаций,осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначальногообще- го,основногообщего,среднегообщегообразования(ПриказМинистерстваобразов ания инаукиРФот 09.06.2016№699); - электронные образовательные ресурсы, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства просвещение Российской Федерации от 02.08.2022 № 653). 3. Организациявнеурочнойдеятельности Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя: 1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обу12 чающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); 3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессиональнопроизводственном окружении; 4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других; 6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); 7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа педагога-психолога); 13 8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 2 года обучения на уровне среднего общего образования не более 700 часов, в год - не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определена за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допустим перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время реализуется в рамках тематических программ (в походах, поездках, экскурсиях и др.). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в МОБУ «СОШ № 8». Школа предоставляет обучающимся возможность выбора спектра занятий, направленных на их гармоничное и всестороннее развитие, как в рамках воспитательной работы, дополнительного образования учреждения. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей), с учетом возможностей школы и реализуется посредством различных форм организации, таких, как классные часы, общешкольные мероприятия, экскурсии, творческие объединения, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, социальные акции и т. д. 14 При организации внеурочной деятельности обучающихся МОБУ «СОШ № 8» использует возможности дополнительного образования, учреждений культуры, спорта и других организаций. Школа тесно сотрудничает с Центральной библиотекой, местным отделением ДОСААФ России, ДК «Химик». Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю. Один час в неделю отводится на обязательное внеурочное занятие "Разговоры о важном" в 10 классе и 1 час на обязательное для 10 классов внеурочное занятие профориентационной направленности «Россия – мои горизонты». При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС СОО внеурочная деятельность организована по направлениям (см. таблицу ниже). Формы организации внеурочной деятельности: часы общения, общешкольные мероприятия, экскурсии, творческие объединения, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, социальные акции. Общественно-полезные практики, культпоходы и т.д. В зависимости от конкретных условий реализации программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей школа может сформировать учебные группы из обучающихся разных классов впределах одного уровня образования для реализации программы внеурочного курса или мероприятия в рамках внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8" г. Дальнегорска Направления внеурочной деятельности Количество часов в неделю 11 Инвариантные курсы Разговоры о важном Россия – мои горизонты Проектория (просмотр тематических, профориентационных видеокурсов) Вариантные курсы Баскетбол; Волейбол 1 1 0,5 2 15 Юнармия ПСИХОЛОГиЯ Проектная деятельность Волонтерская деятельность, благоустройство школьной территории, Движение Первых, Билет в Будущее Мероприятия в рамках программы воспитания (конкурсы, викторины, акции) ИТОГО недельная нагрузка 2 0,5 1 0,5 0,5 9 Для сохранения преемственности, часть курсов внеурочной деятельности, ведениекоторых начиналось на уровне начального общего образования (I-IV классах) и основногообщего образования (V-IX классы) продолжается на уровне среднего общего образования(X-XIкласс) идобавляются новыекурсы. 16