18.04.2023
Большинство
продуктовых товаров, попадающих на прилавки магазинов, имеют
на этикетках так называемые штрих-коды – небольшие белые прямоугольники
с черными полосками и набором цифр под ними. Разбираемся,
для чего они нужны и какую полезную для потребителя информацию
несут.
Штриховой код, или штрих-код,
содержит следующую информацию: страна-изготовитель
продукта, на каком предприятии он был произведен, а также технические
характеристики: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и т.д.
Кроме того, проведя несложные расчеты, на основе данных штрих-кода кассир
и покупатель могут определить подлинность товара. Также потребителям
доступно приложение «Здоровое питание», одна из возможностей которого –
считывать информацию, зашифрованную в штрих-коде.
Штрих-код наносится на упаковку
товара в виде последовательности штрихов и пробелов разной ширины. Для считывания
такой информации используются специальные устройства – сканеры.
Большинство штрих-кодов созданы при помощи кодировочных систем. Самые
распространенные – это европейская система кодирования EAN (European
Article Number) и американский универсальный товарный код UPC (Universal
Product Code). Каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий
из 13 или 8 цифр.
Страна-изготовитель продукта
обозначается первыми двумя или тремя цифрами. Код страны не может быть
обозначен только одной цифрой. Например, код России – цифры в интервале
от 460 до 469, США и Канады – 00–13, Италии – 80–83, Китая
– 690–699, Великобритании соответствует число 50, Беларуси
– 481.
Иногда первые цифры штрих-кода могут
не соответствовать информации о производителе на этикетке. Это
происходит из-за того, что организация была зарегистрирована
и получила код не в стране, куда экспортирует продукцию, товар был
изготовлен на дочернем предприятии или по лицензии организации
из другой страны, а также в том случае, если учредителями
предприятия являются несколько фирм из различных государств.
Все коды, начинающиеся с 200
и заканчивающиеся на 299, зарезервированы для внутреннего
использования предприятиями любых стран. Например, продуктовый магазин может
изготовить собственные этикетки со штрих-кодом и зашифровать в них
информацию о товарах для внутренних целей. Чаще всего – для
продуктов, продающихся на развес. Кроме того, первые цифры от 977
и далее соответствуют не стране-изготовителю, а некоторым видам
товаров, например журналам и книгам.
Код предприятия – это следующие
четыре цифры, обозначающие регистрационный номер производителя товара.
За присвоение номера ответственна региональная организация, представляющая
страну в системе кодирования. Эта часть кода позволяет исключить
возможность появления двух различных товаров с одинаковыми кодами.
Для маркировки продукции совсем
небольших размеров часто используется сокращенный код (EAN-8), в котором
не размещается информация об изготовителе, и после кода страны
сразу идет регистрационный номер товара.
Код товара – оставшиеся пять цифр
(кроме последней) – используется для кодировки самого товара
и присваивается изготовителем или продавцом в виде регистрационного
номера в пределах своей организации. В этих цифрах изготовитель может
закодировать необходимые для идентификации товара данные: наименование,
сорт, артикул, цвет, массу, размер и т.д.
Последняя
в коде цифра введена для того, чтобы сканер мог определить
подлинность товара. Однако покупатель может сделать это самостоятельно, проведя
следующие вычисления:
1.
Сложите цифры, стоящие на четных местах (6 + 3 + 2 + 6 + 0 + 1 = 18).
2.
Полученную сумму умножьте на три (18 * 3 = 54).
3.
Сложите цифры, стоящие на нечетных местах, кроме самой контрольной цифры
(4 + 2 + 7 + 0 + 6 + 1 = 20).
4.
Сложите числа, полученные в п. 2 и п. 3 (54 + 20 = 74).
5.
Отбросьте десятки (74 – 70 = 4).
6.
Из числа 10 вычтите полученное в п. 5 (10 – 4 = 6).
Если
результат расчета не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде
– значит товар произведен незаконно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.04.2023
Дата обновления: 18.04.2023
Дата публикации: 18.04.2023